Типы сотрудников — какие бывают

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

Все люди разные. Особенности воспитания, психологические черты характера, образование, накладывают отпечаток не только на межличностное общение, но и на подход к работе. Поэтому при построении системы мотивации, выстраивании иерархической системы в организации, необходимо опираться на типы сотрудников, которые в ней работают.

Типы сотрудников и их мотивация

Различные подходы к деловой практике диктуют и различия в типизации наемного персонала. Одни теории опираются на базовые психологические характеристики, другие гипертрофируют отдельные черты характера и направленности личности человека. Это привело к появлению множественности типизаций наемных работников и руководителей компаний.

По самой простой классификации выделяют два типа сотрудников: лидеры и ведомые.

Первый тип всегда заметен:

  • генерирует идеи;
  • контролирует происходящее;
  • делегирует свои полномочия другим работникам;
  • требователен к себе и окружающим;
  • умеет мотивировать коллег на выполнение задачи.

Из таких работников получаются хорошие руководители. Их мотивация проста — построение вертикальной карьеры. Если в компании им предоставят для этого все условия, то взамен работодатель получит преданного руководителя.

Второй тип работников не стремиться к руководящему креслу. Им достаточно выполнения своих обязанностей, повышения профессионализма. Такие сотрудники хорошо справляются с рутинной работой. Им необходимо подробно объяснять детали поставленной задачи, они редко проявляют инициативу.

«Ведомых» сотрудников устраивает горизонтальная карьера. Хорошим мотиватором для них становится стабильность и признание их заслуг коллегами и руководителем. На этот тип работников хорошо действуют нематериальные способы мотивации.

Такая классификация работников является базовой.

На основании выделения только двух типов сотрудников нельзя построить эффективную систему мотивации.

Расширенная типизация сотрудников

При более детальном подходе к анализу личностных характеристик наемного персонала лидирующий и ведомый типы работников можно дополнительно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

  1. Трудоголики или «рабочие лошади». Дайте им работу и ждите результата. Готовы пахать 24/7 и отвечать на вопросы руководства в 2 часа ночи. Выполнение рутинных обязанностей доведено до автоматизма.

Обладая лидерскими качествами, трудоголик будет «переть как танк» к очередной ступеньке в карьере. Как руководитель может отличаться авторитарным стилем управления, поскольку требователен не только к себе, но и к подчиненным.

Сочетание трудоголизма с отсутствием амбиций, приводит к появлению в организации такого типа сотрудников, как альтруисты. Они работают хорошо, потому что чувствуют себя частью коллектива. Такие сотрудники всегда готовы выполнить любое поручение руководителя. Свой коллектив альтруисты воспринимают, как собственную семью.

На эту группу работников хорошо действуют все нематериальные способы мотивации. Они активно принимают участие во всех мероприятиях, направленных на укрепление связей в коллективе. Альтруисты восприимчивы к похвале от коллектива. Для их мотивации подойдут почетные грамоты, благодарности и т. д.

  1. Финансисты. К этому типу относятся сотрудники, у которых мотивацию к работе и преданности компании вызывает только денежный стимул. Как правило, являются отличными специалистами в своей области и обладают лидерскими качествами. В отличие от трудоголиков точно знают, сколько будут работать за обещанную зарплату. Таких работников нельзя заинтересовать принадлежностью к коллективу, на них слабо действуют мотивы престижа.

Как способ повышения заработка их также интересует вертикальная карьера. При отсутствии возможностей карьерного роста, повышения денежного вознаграждения, превращаются в «перебежчиков».

В конкурирующей компании лучше соцпакет и больше оклад — повод для увольнения. Небольшой, но достаточно известный старт-ап предлагает не только зарплату, но и долю в компании — повод для расторжения отношений с действующим работодателем.

Нематериальную мотивацию если и воспринимают, то только как дополнение к денежному вознаграждению. Например, грамоту от руководства воспримут как обычную «бумажку». А вот благодарность от начальника, подкрепленная дополнительной премией будет хорошим мотивирующим фактором.

  1. Престижники. Для этой категории работников важно только одно — престиж. Материальные мотиваторы воспринимаются как приложение к статусным вещам. Работу ищут не по деньгам, а по узнаваемости компании. Могут работать на любой позиции, главное чтобы ее название звучало хорошо. Узнать такой тип можно по наличию статусных вещей, даже не всегда доступных им финансово. Последняя модель флагманского телефона, вещи от известных брендов и т. д.

Хорошо реагируют на нематериальную мотивацию, выраженную публично.

Например, сообщение от начальника по электронной почте «хорошо сделал, добавлю премию» — ими не будет воспринято. А благодарность от руководства с признанием их заслуг, высказанная публично на собрании коллектива — то, что нужно.

  1. Свободные личности. Не любят рамки, хорошо проявляют себя в профессиях, связанных с постоянным изменением функционала. Строгий контроль, дисциплина — не для них. Как правило, обладают хорошо выраженными лидерскими качествами, высококвалифицированы, быстро генерируют идеи и способы выполнения поставленных задач. Могут работать индивидуально.

Мотивацией для работы будет свободный график работы, удаленная занятость и самостоятельность в принятии решений. Эффективно справляются с креативной или непредсказуемой по результату работой — творчество, переговоры, подготовка соглашений и т. д.

Обычные меры поощрения на них практически не действуют.

И похвала, и повышение заработка ими воспринимается одинаково нейтрально. Главным мотиватором будет отсутствие излишнего контроля.

Типы сотрудников, которых лучше уволить

Помимо перечисленных категорий работников, в любом коллективе можно найти сотрудников, которые не восприимчивы к любой мотивации. Более того, их присутствие отрицательно влияет на остальной коллектив.

Появление таких работников является следствием ошибок в управлении персонала.

Применение недостаточной или неподходящей мотивации, агрессивный стиль руководства, маленькая зарплата, недостаточный или чрезмерный контроль — все эти действия могут привести к ухудшению атмосферы в коллективе и появлению немотивируемых категорий персонала.

Вот некоторые из них:

  • бурные деятели;
  • саботажники;
  • генераторы конфликтов.

Первая категория имитирует работу. Эффективность деятельности такого работника стремится к нулю. Мотиваторам не поддается. Старается избегать новых задач и поручений. Постоянно жалуется на избыточный объем работы. Пользуется любой возможностью переложить свои обязанности на коллег. При отсутствии действующей системы контроля могут держаться на рабочем месте длительный период.

Причиной такого поведения сотрудника может быть не только склонность к прокрастинации и банальная лень, но и ошибки в применении мотивации, низкие зарплаты и авторитаризм руководства.

Следующий тип работников появляется из-за недооцененности сотрудников, отсутствия мотивирующих факторов. Выражается такое поведение в критике любых поручений руководителя, саботировании рабочих задач. При достаточной развитости лидерских качеств — становится неформальным руководителем коллектива и настраивает работников на деструктивное поведение.

Наиболее опасным типом сотрудников являются генераторы конфликтов. Они могут быть хорошими работниками, но не могут существовать в атмосфере спокойствия и взаимоуважения. Любимые занятия — моббинг, сплетни, слухи, стравливание коллег и руководителей. Нередко ошибочно воспринимаются руководством как идеальные информаторы.

Такие сотрудники демотивируют весь коллектив и приводят к увеличению текучки персонала, что в конечном итоге приводит к ухудшению результативности других работников и компании в целом.

Индивидуальные особенности психики человека, различия в профессиональной подготовке и подходе к рабочим обязанностям приводит к появлению различных типов сотрудников. Поэтому в любой организации должна быть выстроена система мотивации, основанная на этом разнообразии. Ее эффективность состоит в сочетании материальных и нематериальных способов поощрения работников и их разумном применении.

Использование однотипных или неподходящих мотиваторов приводит к появлению неудовлетворенных сотрудников. Что в конечном итоге не только негативно отражается на результативности персонала, но и приводит к ухудшению имиджа компании.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (31 голос., средний: 4,10 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>