Режим труда и отдыха водителей

Темы: КадрыОрганизация бизнесаРабочее время и время отдыха

Современное законодательство жестко регламентирует режим труда и отдыха водителей в России. Их работа связана с риском для жизни, поскольку тяжелое транспортное средство в момент движения является собою потенциальную опасность для окружающих. От того, насколько отдохнувшим является водитель, зависит не только его личная безопасность или производительность труда. Ситуация на дороге складывается из многих составляющих, в том числе — из физического состояния водителя.

Как рассчитывается рабочее время водителя

Учет рабочего времени включает в себя несколько моментов. Он может быть понедельным. Допускается также суммированный вариант учета (дает возможность гармонично чередовать трудозатратные и малозатратные периоды). В некоторых регионах, например, в курортных областях, практикуется полугодовой расчетный интервал для шоферов.

Удобный и достаточно объективный способ, учета рабочего времени заключается в использовании тахографа.

При ежедневном учете норматив выработки составляет 40 часов в неделю. Если же практикуется способ суммированного учета, то здесь важны итоги месяца, когда выявляются как недоработки, так и переработки.

Рабочие графики водителей разрабатываются по принципу индивидуального подхода. Их формирование — обязанность работодателя. Независимо от того, какая система учета рабочего времени ведется (понедельная или суммированная), сотрудник должен быть ознакомлен с нею в обязательном порядке. Причем имеется в виду письменное уведомление — под роспись. Это позволит избежать возможных конфликтов или недопонимания между работником и работодателем.

Режим труда и отдыха водителей должен отражать:

  • суммарное количество выходных и рабочих смен;
  • их длительность;
  • время для восстановления сил.

Для максимально объективного показателя следует учитывать не только собственно пребывание водителя в кабине автотранспортного средства. Следует принимать во внимание и другие интервалы.

К ним относится:

  • Время, потраченное на плановый обязательный медицинский осмотр. Каждый водитель перед рейсом обязательно проходит медицинское освидетельствование, что продиктовано не только заботой о здоровье, но и соображениями общей безопасности. Кроме того, во многих логистических предприятиях практикуются также и послерейсовые медосмотры.
  • Время простоя на маршруте. Причем вовсе не имеется в виду халатность. Остановки могут быть вызваны не зависящими от водителя причинами. В пунктах назначения, куда направляется автотранспортное средство, машина может стоять какое-то время. Возможно, водителю понадобится несколько часов на отладку каких-то узлов.
  • Погрузка материалов, товаров или любого оборудования. Рабочее время начинается с того момента, как автотранспортное средство предоставлено бригаде грузчиков на погрузочной площадке.
  • Разгрузочные работы.
  • Перерывы на маршруте. Это крайне важный момент. Он требуется для восстановления физических сил сотрудника.
Если на маршруте задействуется несколько шоферов, то работодатель табелирует часы обоих как рабочие. При этом неважно, кто из них управляет транспортным средством.

Например: Водитель Семенченко Иван Григорьевич получил от работодателя приказ забрать из указанного места крупную партию газобетонных блоков и транспортировать их на объект в точке N для обеспечения непрерывности рабочего цикла на строительной площадке.

Учет рабочего времени Семенченко Ивана Григорьевича выглядит следующим образом

 

Период Фактическое время Рабочее время
Предрейсовый осмотр 15 минут 15 минут
Управление ТС 30 минут 30 минут
Погрузка 30 минут 30 минут
Управление ТС 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка 30 минут 30 минут
Управление ТС 3 часа 3 часа
Послерейсовый осмотр 15 минут 15 минут
Итого 10 часов 8 часов 40 минут

 

Правила организации отдыха водителей

Итак, независимо от схем учета рабочего времени, работодатель обязан иметь в виду тот факт, что режим отдыха персонала должен быть также индивидуальным. Водитель небольшого автобуса, курсирующего по городскому маршруту, отдыхает в одном режиме. Перерывы же на прием пищи и отдых у «дальнобойщиков» совсем другие.

В течение рабочей смены водители имеют право на 15-минутные перерывы. Первый – не позднее 4 часов с начала рабочего дня, последующие, не позднее 2 часов с момента предыдущего.

Кроме того, согласно современному законодательству, водители имеют право на несколько видов перерывов:

  • ежедневные: на обед;
  • ежедневные: между рабочими сменами;
  • еженедельные: обычные выходные.

Обеденный перерыв не должен длиться свыше 120 минут. А минимальный интервал — 30 минут. Что касается ежедневного отдыха между рабочими дням, то этот интервал должен быть в 2 раза больше самой смены.

В обязанности работодателя входит устройство комнаты отдыха, куда водители могут прийти, чтобы побыть в тишине и восстановить работоспособность.

Суммарная почасовая длина выходных на каждую неделю должна составлять 42 часа. Причем в законодательстве подчеркивается — «не менее» 42 часов. Это значит, что работодатель может увеличить этот показатель в зависимости от производственной ситуации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (20 голос., средний: 4,80 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>