Приказ о сокращении штата

Темы: ДокументыКадрыОрганизация бизнеса

Реорганизация предприятия либо какой-то отдельной части всегда проходит с составлением ряда важных документов. Одним из таких можно считать приказ о сокращении штата. Для того, чтобы оформить документ правильно, стоит узнать ряд особенностей, речь о которых идёт в данной статье.

Что означает сокращение штата, правовые последствия

Трудовые правоотношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а процедура их расторжения — главой 27. Так, рассматриваемое действие регламентируется ст. ст. 81,180, но при этом нужно заметить, что конкретной формулировки они не приводят.

На практике под сокращением штата понимается частичное прекращение деятельности отдельных должностных лиц вследствие увольнения. Причиной тому может стать изменение политики и подходов к управлению предприятием.

Сокращение штата и его численности следует различать, так как это разные понятия. В первом случае упраздняются некоторые должности, а во втором сокращается численность работников, занимающих их.

Однако и в том, и другом случае стартует процедура расторжения трудового соглашения.

Это может понадобиться по ряду причин:

  • У работодателя нет средств обеспечить всех сотрудников заработной платой;
  • Предприятие выработало стратегию реорганизации, которая подразумевает распределение рабочей силы, однако с меньшим количеством трудовых единиц.
  • Руководство компании обнаруживает нецелесообразность деятельности какого-либо подразделения и принимает решение о ликвидации.
  • В стране издан новый законодательный акт, ввиду которого становится невозможным выполнение договорных обязательств и т.д.

Как можно заметить, во всех случаях отсутствует вина работника и речи не идёт о нарушении дисциплины, которое станет основанием для увольнения. Сокращение штата может быть сопряжено с экономическими показателями компании, следуя которым предприятие нивелирует возможные риски убирая тем самым нерациональные источники расходов.

Сокращение штата и численности сотрудников не являются идентичными действиями. Оба реализуются в приказном порядке, однако сократить штат – означает уменьшить количество как работников, так и должностей.

Процедура сокращения штата — какие документы нужны

Предприятие, прежде чем провести реорганизацию, разрабатывает новую стратегию управления персоналом. Проводится экономический анализ рентабельности структурного подразделения, на основе оценки внутренней и внешней среды вырабатывается концепция, определяется цель деятельности.

Когда расчёты готовы, остаётся провести процедуру сокращения штата. Заявить о прекращении трудовых обязательств в одностороннем и одномоментном порядке компания не имеет права, это запрещено. В этом случае гарантированы судебные иски и руководство будет нести ответственность.

Чтобы действия были правомерными, необходим ряд документов:

  • Приказ о сокращении штата сотрудников. Документ является ключевым, поскольку отражает сущность принятого решения. Является основанием для запуска ряда связанных с процессом процедур, назначения ответственных лиц;
  • Уведомления сотрудникам о сокращении штата. Немаловажный элемент, без которого сокращение будет признано незаконным. Каждый работник, согласно ст.180 ТК РФ, должен быть осведомлён о планируемом действии не позднее, чем за два месяца. А если сокращение будет массовым, то за три.
  • Уведомление центра занятости о планируемом действии. Это необходимо согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Важно понимать, что численность утративших работу может доходить от десятков до сотен человек в зависимости от масштабов предприятия. С целью принятия оперативных мер по стабилизации положения в сфере безработицы государство должно знать о планируемых изменениях.
  • Предложение о вакантных должностях. Разумеется, не каждый работник может оказаться «на улице» из-за сокращения. В целях обеспечения занятостью, согласно ч.3 ст. 81 ТК РФ, предприятие обязано составить список вакантных должностей, заняв которые, сотрудник может продолжить работу.
  • Приказ о расторжении трудового соглашения. Этот акт формируется индивидуально на каждого подчиненного, попадающего под сокращение. В документе детально расписывается порядок выплаты компенсаций, указывается дата окончания договора.

Это базовые документы, которые необходимо составить любому инспектору по кадрам. Список бумаг может расшириться, если отдельный сотрудник сочтёт процесс реорганизации неправомерным и откажется подписывать уведомление, приказы.

Если действия компании происходят в правовом поле, то администрации необходимо этот факт документировать. Для этого инспектор в присутствии двух свидетелей отказа фиксирует ситуацию при помощи акта. Желательно привлекать к процессу незаинтересованных лиц, однако способных подтвердить действия в случае необходимости.

Если же компания нарушает процедуру, и работник окажется прав, для администрации существует риск понести ответственность, вплоть до уголовной. Изменения в кадровом составе попадают под наблюдение ряда проверяющих органов. Качество составления приказов и наличие соответствующих уведомлений – залог минимизации рисков.

Как составить приказ о сокращении штата на предприятии

Приказ о сокращении штата работников оформляется согласно Положению о делопроизводстве компании, где наряду с этим документов должны приводиться примеры заполнения иных бумаг.

Чтобы суть приказа не была нарушена, следует придерживаться такой последовательности изложения:

  • «Шапка» документа. Любой приказ должен быть идентифицирован по принадлежности к определенной компании. Поэтому вверху обычно располагается полное название предприятия, в котором предполагается реорганизация, ИНН, ОГРН, адрес;
  • Дата и номер регистрации. Допускается размещение соответствующих цифр рядом с заголовком или в левой части под «шапкой».
  • Преамбула приказа. Под заглавием идёт предисловие документа. Здесь нужно сослаться на основание для планируемого изменения. Это может быть издание закона, решение совета директоров и так далее. Целесообразно также указать в тексте ссылки на нормативные акты.
  • Основная часть документа начинается после слова «приказываю», располагающегося под преамбулой. Здесь по пунктам нужно расписать поручения по организации сокращения штата. В первую очередь, нужно определить название подразделения, что расформировывается или реорганизуется. Затем поручить инспектору по кадрам оформить уведомления сотрудникам, подпадающим под приказ и т.д. Обязательно следует ставить сроки для соблюдения дисциплины и скорейшего проведения изменений.
  • Резолютивная часть. В дополнение к документу может идти ряд приложений, ссылки на которые нужно разместить под основным текстом. Ниже должны быть названия должностей, фамилии, инициалы и личные подписи лиц, привлечённых к реорганизации. Прежде всего, это директор компании, юрисконсульт, главный бухгалтер, кадровый инспектор и т.д.

Составленный документ подлежит регистрации в журнале. После этого следует стандартная процедура индивидуального общения с каждым сотрудником, попадающим под сокращение. Необходимо довести данный приказ и другие документы до их сведений под личную подпись.

Образец приказа о сокращении штата

Учитывая приведенные рекомендации, образец приказа о сокращении штата будет выглядеть так:

Общество с ограниченной ответственностью «Образец»

123456, г. Ярославль, ул. Образцовая 12, ИНН 123456789,

ОГРН 987654321, КПП 123456

17 апреля 2019 г.                                                                                                     г. Ярославль

ПРИКАЗ №321

«О сокращении штата»

В соответствии с решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Образец» (протокол от 13.03.2019 г. N 61):

Приказываю:

  1. С 01.09.2019 г. сократить в ООО «Образец следующие должности:

– менеджер по маркетингу

– специалист по внутренним сетям

  1. Начальнику отдела кадров ООО «Образец» Иванову И.И в срок до 01. 04.2019:

– уведомить сотрудников, занимающих указанные должности о предстоящем сокращении увольнении, предложить все имеющиеся альтернативные вакансии ООО «Образец»;

– подготовить необходимые документы и провести процедуру увольнения по причине сокращения штата;

– разработать и предоставить проект нового штатного расписания ООО «Образец»

Генеральный директор ООО «Образец»                                                             Петров П.П.

Хранение, уничтожение приказа о сокращении штата

Любой управленец с целью минимизации возможных рисков должен прогнозировать решения. Приказ о сокращении штатной единицы следует сохранить после проведённых изменений. Это нужно, прежде всего, для соблюдения сроков номенклатуры дел. Любой документ предприятия необходимо хранить определённое время в архиве. По истечению сроков документы подлежат уничтожению.

Директор предприятия согласно установленной периодике назначает приказом экспертную комиссию. В ее состав, как правило, входят архивариус, делопроизводитель, юрисконсульт и бухгалтер. Сотрудники коллегиально изучают каждый документ и определяют необходимость уничтожения. Обязательное условие для этого – истечение срока хранения.

Экспертиза оформляется протоколом, а после в установленном порядке отобранные бумаги уничтожаются. Форма этой процедуры также предусматривается заранее. Это может быть обычный шредер, сдача бумаг на переработку или сжигание в определенном месте. В последнем случае важно обсудить эту возможность с пожарной инспекцией во избежание штрафных санкций.

Таким образом, каждая процедура, связанная с прекращением деятельности сотрудников по инициативе работодателя, чревата спорами. Для минимизации рисков необходимо взвешенно подойти к такому решению заранее и оформить необходимые документы соответствующим образом.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (29 голос., средний: 4,60 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>