Коды бюджетной классификации (КБК) на 2020 год

Темы: БухгалтерияОрганизация бизнесаРасчеты

Каждому бухгалтеру и предпринимателю необходимо знать, что такое КБК в реквизитах платежек, как узнать код бюджетной классификации и какими они являются на 2020 год. Это — один из базовых аспектов налогового и бухгалтерского учета. Действующее российское законодательство и нормативные документы позволяют быстро узнать КБК на 2020 год, а также за прошлые периоды, чтобы обеспечить отсутствие проблем с уплатой налогов и подачей всей необходимой отчетности.

Расшифровка и для чего нужны КБК

У аббревиатуры КБК есть крайне простая расшифровка — она значит «коды бюджетной классификации». Так в Российской Федерации с 1995 года предусматривается формирование специальных многоразрядных кодов, за счет которых группируются поступающие в Федеральный бюджет средства, в том числе и из выплат, осуществляемых за счет российских налогоплательщиков.

С точки зрения законодательства, применение кодов бюджетной классификации в 2020 году регулируется широким перечнем документов. В частности, рассматривается их применение следующими нормативными актами:

    • Статья 19 Бюджетного кодекса РФ. В данной статье рассматриваются базовые принципы формирования и использования кодов бюджетной классификации в РФ.
    • Статья 165 Бюджетного кодекса РФ регламентирует, что ответственность за установление, контроль и обработку КБК в России несёт Министерство финансов РФ.
    • Приказ Минфина России №85н от 06.06.2019 предусматривает принципы формирования КБК на 2020 год, которые состоят из 20 знаков.

Каждый код — это не просто случайно определяемый набор цифр. Принципы определения кодов имеют достаточно строгую последовательность, которая при необходимости может быть расшифрована и самим плательщиком. Так, первые три цифры кода обозначают администратора средств, поступающих в бюджет, цифры с четвертой по тринадцатую — используются для обозначения вида доходов бюджета, а с 14 по 20 — подвида.

КБК нужны в Российской Федерации для того, чтобы эффективно обеспечивать распределение средств, поступающих от налогоплательщиков между разными статьями государственного федерального бюджета. Их использование упрощает перевод средств и их последующее перераспределение, снижая общий уровень нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации. Конечно, применение кодов увеличивает часть нагрузки на бухгалтерию и субъекты хозяйствования, но в целом, ознакомиться с актуальным перечнем КБК на 2020 год несложно — это может сделать каждый, так как все используемые коды находятся в открытом доступе.

Неправильное указание КБК в бухгалтерской отчетности практически не признается серьезной ошибкой, подлежащей штрафу. Однако, неточно указанный КБК на 2020 год может привести к тому, что придется подавать уточняющую отчетность. И в некоторых случаях фискальные органы могут все же принять решение о применении штрафных санкций к предприятию.

Актуальный перечень КБК на 2020 год

В целом, в 2020 году перечень КБК, несмотря на принятие нового приказа Минфина, практически не изменился. Актуальное состояние таблицы по основным налогам и страховым взносам выглядит следующим образом:

КБК для уплаты налогов для организаций и ИП на ОСН

На­име­но­ва­ние на­ло­га, сбора, пла­те­жа КБК
Налог на при­быль ор­га­ни­за­ций (кроме КГН), в том числе:
— в фе­де­раль­ный бюд­жет (став­ка — 3%) 182 1 01 01011 01 1000 110
— в ре­ги­о­наль­ный бюд­жет (став­ка от 12,5% до 17%) 182 1 01 01012 02 1000 110
НДС 182 1 03 01000 01 1000 110
Налог на иму­ще­ство:
— по лю­бо­му иму­ще­ству, за ис­клю­че­ни­ем вхо­дя­ще­го в Еди­ную си­сте­му га­зо­снаб­же­ния (ЕСГС) 182 1 06 02010 02 1000 110
— по иму­ще­ству, вхо­дя­ще­му в ЕСГС 182 1 06 02020 02 1000 110
НДФЛ (ИП «за себя») 182 1 01 02020 01 1000 110

КБК для уплаты налогов для организаций и ИП на спецрежимах

На­име­но­ва­ние на­ло­га, сбора, пла­те­жа КБК
Налог при УСН, когда при­ме­ня­ет­ся объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния:
— «до­хо­ды» 182 1 05 01011 01 1000 110
— «до­хо­ды минус рас­хо­ды» (налог, упла­чи­ва­е­мый в общем по­ряд­ке, а также ми­ни­маль­ный налог) 182 1 05 01021 01 1000 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 1000 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 1000 110

КБК по страховым взносам

Вид стра­хо­во­го взно­са КБК
Стра­хо­вые взно­сы на ОПС 182 1 02 02010 06 1010 160
Стра­хо­вые взно­сы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 1010 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОМС 182 1 02 02101 08 1013 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОПС в фик­си­ро­ван­ном раз­ме­ре (в т.ч. 1%-ные взно­сы) 182 1 02 02140 06 1110 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОМС в фик­си­ро­ван­ном раз­ме­ре 182 1 02 02103 08 1013 160
До­пол­ни­тель­ные стра­хо­вые взно­сы на ОПС за ра­бот­ни­ков, ко­то­рые тру­дят­ся в усло­ви­ях, да­ю­щих право на до­сроч­ную пен­сию, в том числе:
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми усло­ви­я­ми труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф не за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02131 06 1010 160
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми усло­ви­я­ми труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02131 06 1020 160
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф не за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02132 06 1010 160
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02132 06 1020 160
Стра­хо­вые взно­сы на трав­ма­тизм 393 1 02 02050 07 1000 160

КБК для уплаты прочих налогов для всех организаций и ИП

На­име­но­ва­ние на­ло­га, сбора, пла­те­жа КБК
НДФЛ с до­хо­дов, ис­точ­ни­ком ко­то­рых яв­ля­ет­ся на­ло­го­вый агент 182 1 01 02010 01 1000 110
НДС (как на­ло­го­вый агент) 182 1 03 01000 01 1000 110
НДС по им­пор­ту из Бе­ла­ру­си и Ка­зах­ста­на 182 1 04 01000 01 1000 110
Налог на при­быль при вы­пла­те ди­ви­ден­дов:
— рос­сий­ским ор­га­ни­за­ци­ям 182 1 01 01040 01 1000 110
— ино­стран­ным ор­га­ни­за­ци­ям 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на при­быль при вы­пла­те до­хо­дов ино­стран­ным ор­га­ни­за­ци­ям (кроме ди­ви­ден­дов и про­цен­тов по го­су­дар­ствен­ным и му­ни­ци­паль­ным цен­ным бу­ма­гам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на при­быль с до­хо­дов по го­су­дар­ствен­ным и му­ни­ци­паль­ным цен­ным бу­ма­гам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на при­быль по по­лу­чен­ным от ино­стран­ных ор­га­ни­за­ций ди­ви­ден­дам 182 1 01 01060 01 1000 110
Транс­порт­ный налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Зе­мель­ный налог 182 1 06 0603х хх 1000 110
где ххх за­ви­сит от места рас­по­ло­же­ния зе­мель­но­го участ­ка
Сбор за поль­зо­ва­ние вод­ны­ми био­ре­сур­са­ми:
— по внут­рен­ним вод­ным объ­ек­там 182 1 07 04030 01 1000 110
— по иным вод­ным объ­ек­там 182 1 07 04020 01 1000 110
Вод­ный налог 182 1 07 03000 01 1000 110
Плата за нега­тив­ное воз­дей­ствие на окру­жа­ю­щую среду 048 1 12 010х0 01 6000 120
где х за­ви­сит от вида за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды
Ре­гу­ляр­ные пла­те­жи за поль­зо­ва­ние недра­ми, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся:
— на тер­ри­то­рии РФ 182 1 12 02030 01 1000 120
— на кон­ти­нен­таль­ном шель­фе РФ, в ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоне РФ и за пре­де­ла­ми РФ на тер­ри­то­ри­ях, на­хо­дя­щих­ся под юрис­дик­ци­ей РФ 182 1 12 02080 01 1000 120
НДПИ 182 1 07 010хх 01 1000 110
где хх за­ви­сит от вида до­бы­ва­е­мо­го по­лез­но­го ис­ко­па­е­мо­го
Налог на при­быль ор­га­ни­за­ций с до­хо­дов в виде при­бы­ли кон­тро­ли­ру­е­мых ино­стран­ных ком­па­ний 182 1 01 01080 01 1000 110

КБК пени

В боль­шин­стве слу­ча­ев при упла­те пени в 14-17-й раз­ря­ды при­ни­ма­ют зна­че­ние «2100». Од­на­ко из этого пра­ви­ла есть ис­клю­че­ние.

Вид стра­хо­во­го взно­са КБК
Стра­хо­вые взно­сы на ОПС 182 1 02 02010 06 2110 160
Стра­хо­вые взно­сы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 2110 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОМС 182 1 02 02101 08 2013 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОПС в фик­си­ро­ван­ном раз­ме­ре, упла­чи­ва­е­мые ИП за себя (в т.ч. 1%-ные взно­сы) 182 1 02 02140 06 2110 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОМС в фик­си­ро­ван­ном раз­ме­ре, упла­чи­ва­е­мые ИП за себя 182 1 02 02103 08 2013 160
До­пол­ни­тель­ные стра­хо­вые взно­сы на ОПС за ра­бот­ни­ков, ко­то­рые тру­дят­ся в усло­ви­ях, да­ю­щих право на до­сроч­ную пен­сию, в том числе:
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми усло­ви­я­ми труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф не за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02131 06 2110 160
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф не за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02132 06 2110 160

КБК для уплаты штрафов

По об­ще­му пра­ви­лу, за­пол­няя пла­теж­ное по­ру­че­ние на упла­ту штра­фа нужно за­ме­нить в ос­нов­ном КБК 14-17-й на «3000». Прав­да, как и в слу­чае с КБК на упла­ту пеней, не обо­ш­лось без ис­клю­че­ний.

Вид стра­хо­во­го взно­са КБК
Стра­хо­вые взно­сы на ОПС 182 1 02 02010 06 3010 160
Стра­хо­вые взно­сы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 3010 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОМС 182 1 02 02101 08 3013 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОПС в фик­си­ро­ван­ном раз­ме­ре, упла­чи­ва­е­мые ИП за себя (в т.ч. 1%-ные взно­сы) 182 1 02 02140 06 3010 160
Стра­хо­вые взно­сы на ОМС в фик­си­ро­ван­ном раз­ме­ре, упла­чи­ва­е­мые ИП за себя 182 1 02 02103 08 3013 160
До­пол­ни­тель­ные стра­хо­вые взно­сы на ОПС за ра­бот­ни­ков, ко­то­рые тру­дят­ся в усло­ви­ях, да­ю­щих право на до­сроч­ную пен­сию, в том числе:
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми усло­ви­я­ми труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф не за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02131 06 3010 160
– для за­ня­тых на ра­бо­тах с тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (до­пта­риф не за­ви­сит от ре­зуль­та­тов спе­цо­цен­ки) 182 1 02 02132 06 3010 160

КБК для налогов и взносов за прошлые периоды

Необходимо понимать, что во многих случаях предприятие обязано обеспечить уплату налогов или сборов за уже прошедшие периоды. Так как КБК могут регулярно изменяться, у многих бухгалтеров или руководителей могут возникать вопросы, связанные с порядком уплаты КБК за прошлые периоды. В таких случаях, есть четко выверенный порядок действий.

В первую очередь необходимо понимать, что использовать старые КБК, действующие на время уплаты необходимых налогов, нельзя. Ведь фактически имеющаяся недоимка по налогам все равно переносится в планируемую доходную часть бюджета на новый год, а значит — имеет соответствующее целевое назначение.

Однако есть ситуации, когда для налогов и сборов за прошлые периоды Министерством финансов предусматриваются отдельные коды бюджетной классификации. Если они не установлены — следует применять актуальные на 2020 год КБК для этих видов налогов и сборов.

Где узнать и как применять КБК

Узнать актуальный список КБК на 2020 год можно, просмотрев Приказ Минфина №85н, который был принят в 2019 году. Именно в нем отражаются основные КБК налогов и сборов, актуальные для российских предприятий в 2020 году. При этом практически все КБК остались прежними, поэтому достаточно лишь быстро сверить их с актуальной таблицей, приведенной выше.

Применение КБК предусматривает их указание в платежных поручениях, в которых принимают участие государственные органы. В первую очередь — при осуществлении платежей по практически всем установленным налогам, сборам и пеням. Для этого предусмотрено специальное поле — 104. Именно в нем указывается актуальный и правильный для каждого конкретного платежа КБК.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Изменение кодов бюджетной классификации связано с тем, что ежегодно в Российской Федерации принимается новый бюджет, а значит — предусматривается новый порядок получения и распределения средств налогоплательщиков в государственном казначействе. Таким образом, могут меняться и коды бюджетной классификации, чтобы оптимизировать процесс взаимодействия налогоплательщиков с федеральным бюджетом, и обеспечить наиболее оптимальное перераспределение финансов для исполнения установленного бюджета.

В то же время на практике изменение КБК происходит относительно редко, особенно по основным видам налогов и сборов. Но ознакомиться с происходящими изменениями будет не лишним каждому бухгалтеру или руководителю.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 голос., средний: 4,20 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>