Инструкция по охране труда для водителя

Темы: ДокументыКадрыОрганизация бизнесаОхрана труда

Вождение автомобиля подразумевает управление объектом повышенной опасности. Сама по себе эта деятельность сопряжена с рисками ущерба здоровью как шофёра, так и окружающих. Когда речь идёт о выполнении должностных обязанностей, нужно владеть не только ПДД. Работодатель должен позаботиться о том, чтобы работник знал нормы по охране труда и пожарной безопасности. Эти, а также другие требования для обеспечения безопасной работы прописываются в инструкции по охране труда для водителя автомобиля. О том, как оформить документ и что нужно знать для этого – в материале статьи.


[/blockquote_gray]

Нормативное регулирование охраны труда водителей – что нужно знать работодателю

Характер этой работы не нуждается в описании. В разное время года эксплуатация авто сопрягается с повышенной опасностью, вызванной, например, погодными условиями (гололёд, ливни и т.д.) Перечень обязанностей водителя зависит от типа предприятия и занимаемой должности. Но знание норм по охране труда не находится в жёсткой зависимости от выполняемой работы.

Прежде чем изучать составление инструкции по охране труда для водителя, нужно обратиться к букве закона. Так, ст. 212 ТК РФ гласит о том, что предприниматель, организуя бизнес, должен позаботиться о разработке и утверждении инструкций по ОТ. При этом обязательно мнение председателя первичной профсоюзной ячейки по данному вопросу (согласно ст. 372 ТК РФ).

Сегодня, помимо требований ТК РФ, в стране действуют несколько ведомственных актов, на которые нужно обратить внимание:

  • Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации;
  • Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда.

Оба документа утверждены Минтруда РФ и необходимы для формирования системы охраны труда на предприятии.

По закону, наниматель несёт ответственность за организацию безопасного труда подчинённых. Формирование инструкций считается составляющей системы ПБ и ОТ.

Водитель перед выездом на рейс должен пройти медицинское обследование. Механик проверяет исправность ТС. А инспектор по охране труда должен убедиться, владеет ли водитель нормами безопасной работы.

Как оформить инструкцию по охране труда для водителя

Должностные инструкции для многих профессий не стандартизированы. Но не документа для водителя. Речь идёт о типовой инструкции по охране труда для водителя. Она разработана ещё в 1996 году.

На основе этого образца ряд ведомств и коммерческих предприятий формируют собственные инструкции. Думается, что содержание типовой инструкции наиболее соответствует законодательству.

Если инструкция формируется в государственном органе, то вероятно следует ознакомиться с ведомственным положением по охране труда, где уже должен быть образец. Если речь идёт о коммерческом, малом предприятии, то можно взять за основу типовую инструкцию, но необязательно.

Правила составления, общие рекомендации также должны быть предусмотрены внутренними актами компании. Это исходит из соображений удобства. Поскольку очевидно, что профессий на предприятии много и для каждой требуется инструкция.

Анализируя типовой документ и действующее законодательство, можно предположить, что документ будет состоять из нескольких частей:

  1. Поле для утверждения. Инструкция должна быть подписана первым руководителем. Поэтому в правом верхнем углу нужно указать должность директора, фамилию, инициалы. Оставить место для личной подписи и печати. В противоположной части фиксируется то же самое, но для председателя профсоюза.
  2. Общие правила безопасности.  Инструкция начинается с заголовка, где помимо названия должна быть должность, для которой разрабатывается документ. В данном случае это водитель определенной категории. Здесь по пунктам нужно описать базовые правила охраны труда. К таким можно отнести информацию о том, кто допускается к вождению ТС. Или какие отрицательные факторы действуют на сотрудника во время работы. Должны ли водители обеспечиваться СИЗ? Если да, то какими именно.
  3. Охрана труда перед началом работы. Водитель, читая инструкцию, должен понимать, с чего начинается рабочий день. В данном случае – с проверки состояния авто. Особое внимание нужно уделить исправности тормозной системы, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителя, состоянию и степени исправности аккумуляторов, наличию страхового троса, отсутствию утечек.
  4. Охрана труда в процессе работы. Выполнив предыдущий пункт и получив путевой лист, водитель приступает к выполнению обязанностей. В этом разделе нужен результат тщательного анализа типичного дня водителя. Только понимая работу, можно составить инструкцию по ОТ. В данном разделе следует описать процесс с наиболее ответственными моментами выполнения должностных задач.
  5. Действия при аварийных ситуациях. Предотвращению аварий должна способствовать осведомлённость водителя о том, что нужно делать в критической обстановке. Кроме того, эти навыки помогут избежать человеческих жертв, поэтому на этот раздел стоит обратить внимание. Нужно прописать порядок действий при аварии, кому должен звонить водитель, что делать в случае неисправности топливной, тормозной системы.
  6. Действия водителя в конце рабочего дня. Уходя домой, работник должен убедиться, что транспортное средство припарковано в положенном месте, проверить наличие утечек и т.д. Если в ходе рабочего дня были замечены неисправности и отклонения, нужно сообщить механику.

Перечисленные разделы для водителя объёмны и не ограничиваются написанным. Каждый работодатель, понимая ответственность, обязан самостоятельно выполнить анализ инструкции и определить, что нужно добавить.

Особенности оформления инструкции по охране труда для разных категорий вождения

Документ нужно не только обсудить с профсоюзом. К процессу стоит привлечь юрисконсульта, начальника автотранспортной службы и других менеджеров среднего звена.

Важно понимать и направление работы предприятия. К примеру, инструкция по охране труда для водителя автобуса будет предполагать прохождение курсов по оказанию первой помощи, ведь водитель микроавтобуса ответственен за жизнь и здоровье пассажиров. В целом это правило распространяется на всех работников автотранспортной службы.

Нужно также учитывать топливо, на котором работает авто. Если бензин, то, к примеру, операции по приёму, заправке транспорта следует производить механическим методом, находясь с наветренной стороны. Продувку топливной системы надо производить специальным насосом.

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика также имеет некоторые особенности. Они касаются как работы с грузами, так и личной безопасности. Дело в том, что водитель погрузчика испытывает пагубное воздействие вибрации и шума. Соответственно, инструкция должна определять виды и порядок использования СИЗ.

В инструкции нужно уделить внимание процессу перевозки грузов. Последние могут быть объёмные и заграждать обзор при перемещении. Этот факт нужно учесть и запретить водителю передвигаться иначе, как задним ходом.

Когда документ готов, требуется согласовать его с директором компании и зарегистрировать в журнале инструкций. Теперь нужно довести текст до каждого водителя. Последние знакомятся с содержанием бумаги и ставят личную подпись в листе ознакомления.

Важно понимать, что инструкция для водителя не составляется один раз и навсегда. Особенности производства и появление новых законодательных требований могут заставить работодателя пересмотреть текст. Кстати, порядок пересмотра положений также стоит вписать в документ, желательно в общие положения.

Таким образом, в статье были рассмотрены организационные вопросы, что связаны с написанием инструкций по охране труда для работников автотранспорта. Чтобы труд не был опасным, нужно выполнять ее положения.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 голос., средний: 4,40 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>