Должностная инструкция продавца

Темы: ДокументыДолжностные инструкцииКадрыОрганизация бизнеса

Продавец – первое лицо, с которым знакомится потенциальный клиент, когда приходит за покупками. Именно от его поведения зависит первое впечатление о магазине и уровне обслуживания в нем. Такая работа подчинена определенному своду правил, зафиксированному в документах субъекта хозяйствования. Чтобы работодателю правильно ориентировать сотрудников и направлять в нужное русло, разрабатывается должностная инструкция продавца.

Основные положения должностной инструкции продавца

Профессия продавца подразумевает широкий спектр задач, соответственно, разные требования, права, ответственность, условия работ. С учетом специфики сферы деятельности типовые инструкции имеют схожие положения. Они обязательны и вступают в силу после официального трудоустройства, что позволяет контролировать слаженность рабочего процесса.

Основные положения выглядят следующим образом:

  • в большинстве случаев должность относится к категории рабочих, а продавец отдела непродовольственных товаров – к техническим исполнителям;
  • обязательным требованием является наличие законченного среднего профессионального образования, медицинской книжки и документа, подтверждающего прохождение стажировки;
  • нет четких требований к стажу работы;
  • продавец принимает полномочия с момента вступления в силу соответствующего приказа директора;
  • прямое подчинение высшему руководству или его заместителю;
  • при отсутствии работника все должностные полномочия переходят к другому сотруднику только на основании распоряжения директора.

Несмотря на то, что нет строгих профессиональных требований, указывается перечень знаний, которыми обязан владеть продавец в процессе исполнения функциональных обязанностей:

  • особенности взаимодействия с посетителями, правила делового общения;
  • ассортимент продукции, её характеристики и свойства, назначение, способы применения;
  • проведение приема, учета и переучета, соответствующие приказы;
  • основные положения трудового законодательства, инструктивные материалы в отношении технической и пожарной безопасности;
  • организация охраны труда;
  • понимание основ использования базовых компьютерных программ и электронной почты;
  • расшифровка артикулов, маркировок, различий розничной и оптовой цены;
  • стандарты качества продукции;
  • классификация браков и дефектов;
  • основы рационального использования электроэнергии;
  • сотрудничество с поставщиками;
  • оформление витрин и прилавков;
  • составление отчетов, актов о браке, передачи товаров;
  • особенности установления контактов с представителями разного пола и разных возрастных категорий;
  • тренды сезона.

Какими документами руководствуется продавец

Ответственное за реализацию лицо в любой сфере деятельности свою работу выполняет согласно действующей нормативно-правовой базы:

  • акты законодательного характера;
  • правила внутреннего распорядка;
  • приказы начальника структурного подразделения, распоряжения руководства;
  • должностная инструкция;
  • другие документы.

Делегируемые продавцу функции

Главными функциями профессии продавца являются осуществление продаж по фиксированным правилам, обеспечение дохода магазина и отслеживание бесперебойности и сохранности товаров в надлежащих условиях.

Обязанности продавца согласно инструкции

Список полномочий довольно широк, все зависит от области работы продавца. В целом, к должностным обязанностям любого представителя этой специальности можно отнести:

  • оперативное обслуживание покупателей, сопровождение от момента прихода клиента до оформления чека;
  • предоставление помощи при выборе продукции, консультирование, объяснение назначения и способов использования;
  • подсчет стоимости и принятие оплаты;
  • выписывание гарантийного талона;
  • контроль в отношении запасов товаров, их сохранности и чистоты, правильности хранения;
  • обеспечение порядка на рабочем месте;
  • проверка исправности технического оборудования;
  • сортировка товара в соответствии с требованиями;
  • подготовка упаковки;
  • проведение инвентаризации;
  • уборка товаров, не прошедших реализацию;
  • сообщение о браке продукции руководству;
  • сборка, распаковка, проверка товара;
  • украшение витрин, полок, помещения;
  • формирование подарочных наборов;
  • составление необходимой отчетности, накладных ведомостей;
  • изучение спроса потребителей;
  • инструктирование лиц, поступивших на стажировку;
  • решение конфликтных ситуаций с покупателями.

Должностная инструкция продавца кассира предполагает также осуществление операций с использованием контрольно-кассового оборудования, сдачу чековой книжки и наличности по установленным правилам, сверку остатков и многое другое.

Что запрещается продавцу во время работы

Должностная инструкция старшего продавца содержит несколько запретов:

  • удаление документации по расходу;
  • возврат денежных средств за продукцию посетителям в отсутствии администратора;
  • действия против правил инструкции во время ночного дежурства (пропуск посторонних, отключение наблюдения или сигнализации и др.);
  • употребление спиртных напитков;
  • предоставление ложной информации о товарах, скидках, акциях.

Предоставляемые продавцу права согласно должностной инструкции

Сотруднику сферы продаж предоставляются права, среди которых:

  • своевременное знакомство с новыми проектами, внедряемыми директором, особенно если это касается поступления нестандартных товаров или способов обслуживания клиентов;
  • требование предъявлять необходимые инструктивные материалы или другие нормативно-правовые акты для уточнения или улучшения работы;
  • требования от руководства обеспечить защитные механизмы своих прав при их нарушении, оказать содействие в решении сложных споров;
  • информирование о предложениях по поводу совершенствования системы продаж, оптимизации работы.

Ответственность продавца

Любые профессиональные обязанности сопряжены с определенной степенью ответственности. Различные взыскания, выговоры и другие виды наказаний по Трудовому Кодексу объявляются из-за:

  • неисполнения, неверного исполнения полномочий;
  • игнорирования распоряжений руководства;
  • совершения противоправных действий;
  • разглашения коммерческой информации;
  • причинения ущерба материального характера.

Типовая инструкция стандартно содержит данные о наименовании магазина, Ф.И.О директора и заместителя, количестве копий документа, их подписи от руки, подпись работника, который ознакомился со всеми пунктами, а также дату вступления в силу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (22 голос., средний: 4,20 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>