Деловая дискуссия – что это

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

В процессе экономической деятельности не обойтись без межличностной коммуникации. Решение производственных проблем, обсуждение контракта с контрагентами, взаимодействие с контролирующими органами и другие ситуации предполагают выстраивание делового общения. Одним из конструктивных видов общения в сфере бизнеса считается деловая дискуссия. Эффективность этого метода зависит от соблюдения правил и принципов ее проведения.

Деловая дискуссия и ее виды

Деловая дискуссия — это один из методов принятия решений по различным вопросам. Ее можно использовать при взаимодействии с контрагентами, коллективом, обсуждении рабочих вопросов и бизнес-стратегий.

Суть этого метода состоит в обсуждении вопроса и принятия решения, устраивающего все стороны.

Итогом успешной деловой дискуссии является принятие оптимального решения, либо вынесение на дальнейшее голосование 2 — 3 приемлемых альтернатив. Генерация идей происходит в процессе обсуждения коллективно. Каждый из участников может, как выдвинуть свой вариант решения вопроса, так и аргументированно поддержать идею другого участника дискуссии.

Для дискуссии характерно выделение двух основных видов — групповая и массовая дискуссии.

При групповой дискуссии формируется группа, наиболее компетентных в обсуждаемом вопросе, специалистов. Эта группа представляет варианты решения проблемы целевой аудитории. В процессе дискуссии каждый из участников группы высказывает свои предположения, подкрепляя их достоверными данными (статистика, официальная информация, прогнозы и т. д.). Итогом такой дискуссии становится донесение до широкой аудитории нескольких, приемлемых вариантов решения того или иного вопроса.

Примером такой деловой дискуссии может быть собрание коллектива для обсуждения системы оплаты труда. Дискутирующая группа состоит из представителей руководства, кадрового подразделения и профсоюза. Предлагаются различные варианты изменения оплаты труда.

Целевой аудиторией в этом случае является весь коллектив. Через некоторое время после окончания такого собрания, наемному персоналу предлагается проголосовать за приемлемый вариант зарплатной системы.

Отличие массовой дискуссии от групповой состоит в том, что все участники мероприятия вовлечены в обсуждение. Каждый из них может выдвинуть свой вариант решения вопроса.

Из участников дискуссии выделяют того, кто будет председательствовать в ходе обсуждения, следить за регламентом и направлять беседу в нужное русло. Как правило, это один из руководителей компании, начальник какого-либо подразделения.

Примерами этого вида деловой дискуссии является работа различных комиссий, комитетов, коллегиальных органов управления. К такому виду дискуссии можно отнести и встречи потенциальных деловых партнеров, в ходе которых формируются рамки будущих взаимоотношений.

Этапы и принципы деловой дискуссии

Для того чтобы деловая дискуссия прошла успешно, нужно соблюдать не только правила или принципы ее проведения, но и следить за ходом обсуждения. Основные ее этапы хорошо описаны в деловой литературе.

Для успешного проведения этого мероприятия выделяют несколько стадий:

  • первоначальный контакт участников;
  • обозначение тематики встречи;
  • выделение позиций участников дискуссии по обсуждаемой теме;
  • непосредственное обсуждение;
  • принятие решений.
В зависимости от ситуации некоторые этапы могут сглаживаться и плавно перетекать один в другой.

Например, о теме дискуссии может быть известно заранее. А первоначальный контакт участников нивелироваться их хорошим знакомством до начала дискуссии.

Первый этап подразумевает налаживание взаимоотношений между участниками дискуссии до ее фактического начала. При необходимости нужно представить их друг другу, выбрать способ дальнейшего общения.

Следующим этапом являет обозначение темы обсуждения. Здесь важна конкретная постановка задачи. Если тематика встречи достаточно обширна, рекомендуется разбить ее на несколько более конкретных составляющих.

После обозначения темы мероприятия каждый из его участников высказывает свой вариант решения вопроса. Их необходимо зафиксировать. Наиболее приемлемым способом фиксации является запись на специальной доске. Это позволяет участвующим в дискуссии видеть все предложения одновременно.

Наиболее важной частью является обсуждение предложенных вариантов. Любой присутствующий на мероприятии специалист высказывает аргументированное мнение по одному или нескольким вариантам.

Далее ведущий дискуссии или сами участники выбирают наиболее приемлемый вариант решения вопроса. Оно и становится результатом успешной деловой дискуссии.

Может быть выбрано несколько альтернативных вариантов.

При равной значимости или эффективности нескольких предложений, участники дискуссии могут выбрать 2 — 3 оптимальных решения и передать их для дальнейшего утверждения или голосования. Этот вариант окончания дискуссии также считается успешным.

Успех деловой дискуссии зависит не только от поэтапного ее проведения, но и от соблюдения правил делового общения в ходе этого мероприятия.

Правилами или принципами успешной дискуссии являются:

  1. Соблюдение правил делового общения. Излишнее панибратство, переход на личности или нездоровый юмор — не способствуют конструктивному разрешению поставленных вопросов. Вместе с тем, нет необходимости требовать перехода на деловой стиль общения от группы коллег, которые в обычной рабочей атмосфере общаются более свободно.
  2. Установление регламента мероприятия. В начале дискуссии необходимо обозначить не только цель встречи, но и отдельные моменты проведения этого собрания. Можно установить временные рамки для обсуждения того или иного вопроса, очередность выступлений участников и т. д.
  3. Аргументация позиций участников. Каждый из присутствующих на мероприятии может высказать свое мнение. При этом необходимо подкреплять его достаточными аргументами: приводить данные, ссылаться на авторитетные источники информации, приводить пример успешных действий и т. д.
В качестве аргументов абсолютно недопустимы переход на личности оппонентов или критика их профессиональных качеств.

Такое поведение не только не приведет к решению вопросов, но и вызовет конфликт среди участников.

Деловая дискуссия, как и деловой спор, разновидностью которого она является, представляет собой эффективный инструмент для принятия решений. Ее возможности в полной мере позволяют выбрать из нескольких альтернатив наиболее оптимальный вариант действий.

Для осуществления продуктивной деловой дискуссии нужно не только соблюдать этапы ее проведения, но и общие правила делового общения. Залогом успеха любой дискуссии будет привлечение к участию в ней специалистов в обсуждаемой тематике, а также подкрепление того или иного предлагаемого варианта весомыми аргументами.

Итогом эффективной дискуссии считается выработка наиболее подходящего и устраивающего все стороны решения. В особых случаях можно остановить дискуссию на выборе 2 — 3 оптимальных вариантов, представляемых в дальнейшем на усмотрение руководства или голосование.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (37 голос., средний: 4,00 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>